Церковь Преображения
д. Крюково.
Историческая справка.
Древнее с. Крюково стоит на реке Тарусе. Село Куриково с церковью во имя Преображения Господня до 1593 г. находилось в Звенигородском уезде Угожского стана в вотчине Боровского Пафнутьева монастыря. По писцовым книгам 1624 – 25 гг. значится: «церковь древяна, стоит пуста; пашни церковные земли лесом поросло 15 четвертей в поле, сена 40 копен; в селе 3 двора крестьянских и 4 двора бобыльских, людей в них всего 10 человек».
Далее о существовании в селе Курикове церкви известно по книгам Патриаршего Казенного Приказа. Там в статье под Звенигородскою десятиною за 1629 г. написано: «Прибыла по окладу Сторожевского монастыря строителя старца Иоасафа Пестрикова церковь Преображения Спасова, что в вотчине Пафнутьева монастыря, в селе Курикове, дани 2 алтына без полу-деньги, десятильничьих гривна». 1
За последующие годы сия церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа в числе «жилых данных церквей» по 1740 г. В переписных книгах 1678 г. Куриково названо селом Крюковым; в нем числилось 40 дворов крестьянских, людей в них 117 человек. За 1705 г. в тех же книгах написано: «Рождества Богородицы за Пафнутьевым монастырем село Крюково на речке Тарусе, в 65 верстах от Москвы, а в селе церковь Преображения Господня, у церкви во дворе поп Иван Прокофьев, во дворе дьячок Анисим Кузмин, у него брат родной пономарь Андрей; в селе двор монастырский пуст, 35 дворов крестьянских, людей в них 154 человека» . 2
Прихожане в 1779 году просили архиепископа Московского и Калужского Платона о построении вместо обветшавшей деревянной церкви Преображения Господня с приделом Николая чудотворца новой, на том же месте деревянной церкви. Церковь деревянная на каменном фундаменте построена и освещена 27 октября ст.ст. 1780 года.
Церковь Преображения Господня, с. Крюково, 1780 г.
31 августа 1812 года, во время Отечественной войны, церковь сожжена французами до основания, кроме церковной утвари. Священник Иоанн Григорьев, переведён в марте 1813 года, в село Любаново, в церковь Рождества Богородицы (Вер. Дух. Правл. 1813, №24).
2 апреля 1813 года приход Крюковский приписан к соседнему селу Пашкину Маурино (1813 г. №33). Дьячку села Крюково велено всю утварь, какая от неприятеля сохранена, из Крюковской церкви сдать в Введенскую церковь села Пашкина священнику Стефану Александрову (Вер. Дух. Правл. июля 1813 г.)
Указом Московской Духовной Консистории в Верховное Духовное Правление, от 23 февраля 1814 года за №778 о том, что строить каменную Преображенскую церковь с приделом Николая чудотворца на том же месте прихожанам дозволено преосвященным архиепископом Московским Августином (Вер. Дух. Правл. 1814 г. №87).3
К 1816 году была построена трапезная часть храма и в ней придел святителя Николая и по рапорту благочинного, г. Вереи соборного пресвитера Иоанна Скобеева в Московскую Духовную Консисторию, придел им освящен 31 марта 1816 года.4
В 1818 году была построена колокольня и в 1825 году храм был достроен полностью, а в 1826 году 19 мая был освящен, о чём и рапортует благочинный г Вереи Богоявленской церкви священник Алексей Алексеев в Московскую Духовную Консисторию.5
В 1829 году был устроен и освящен Придел в честь Казанской иконы Божией Матери6.
В конце XIX в., по данным Мин. культуры была пристроена западная паперть.
Церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая была построена на средства прихожан и доброхотных жертвователей.
План Преображенской церкви с. Крюково, 1982 г.
Проект церкви свидетельствует о руке зрелого мастера, очевидно, вышедший из Московской Комиссии для строения. Церковное здание в стиле ампир примечательно достаточно редкой композицией плана и пространственной организацией. Храм представляет собой ротонду, вписанную в квадрат наружных стен. Завершённая куполом ротонда поднимается над двусветным четвериком и образовывает верхний ярус церковной постройки. Миниатюрная шейка поддерживала главу подобно шпилю. Основным украшением храма служат пластически развитые пилястровые портики большого ордера, медальоны и филенки над окнами. В убранство смежных частей церкви введены оконные ниши с люнетами и ленточный руст. Эти украшения необычно занимают верхнее поле стен, начиная от уровня оконных перемычек.
Стройная двухъярусная колокольня со шпилем сохранилась в пределах нижнего объёма. Центральное пространство обогащают арочные ниши, помещённые на его диагональных осях. Затем следуют дверные и оконные отверстия, из которых оконные начинаются от уровня пола. Устройство в нишах окон позволяет осветить храм частично отражённым рассеянным светом. Пространство трапезной, заключающей два придела, относится к 1886 г., когда прежнее деревянное перекрытие уступило место кирпичным сводам с парой опорных столбов и стенными арками. Отделка помещений утрачена из-за сильного разрушения храма.
Архивные источники за 1840 г. сообщают, что «церковь Преображения Господня была зданием каменная, с такою же колокольней, крепка. Престолов в ней три, утварью достаточна, причта положено по штату издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1861 г. при храме имеется, на отведённом кладбище, деревянная часовня».7
Церковной усадебной земли было 2 десятины, пашенной и сенокосной 44 дес. 508 сажень. Церковный причт владел небольшой частью земли. Дома церковнослужителей были собственные, деревянные на церковной земле. Обыскная книга была выдана в 1835 г. и скреплена соборным священником Алексием Иоанновичем Бардовым.
Сохранились сведения о церковном причте за 1840 г.
Священник Александр Павлович Смирнов, сын дьячка, ставленую грамоту имел, судим и штрафован не был.
Диакон Дмитрий Иоаннович Смирнов, сын диакона, ставленую грамоту имел, в 1836 г. дал подписку вести себя осторожно и не давать повода к разным толкам о себе.
Дьячок Иоаким Яковлевич Мячков, сын диакона.
Пономарь Павел Петрович Розанов, сын священника. В 1833 г. был послан в монастырь на две недели за венчание брака без обыска.
В Клировых ведомостях8 1916 г. указаны дополнительные сведения о Преображенской церкви с. Крюкова. В приходе появилась библиотека, в которой числилось 222 тома. Школы в приходе были: в с. Крюково церковно-приходская и земская 2-х классная в с. Головково.
В послужных списках 1916 г. сохранились сведения о будущем священномученике Борисе Назарове. Священник Борис Николаевич Назаров 32 лет, из мещан Сергиева Посада, окончил курс в 3-ей Московской гимназии, 3 года учился в Московском университете на физико-математическом факультете по математическому отделению. В 1907 г. выдержал экзамен по богословским наукам в МДС. 3 мая 1908 г. был направлен митр. Московским Владимиром священником в с. Ильинское, Коломенского уезда. С сентября 1908 г. – законоучитель Ильинской церковно-приходской школы. 1 февраля 1910 г. переведён священником в с. Крюково, служил законоучителем Крюковской цер.- приходской школы. С августа 1910 г.- законоучитель в 2-х классной земской школе в с. Головково. Жена Александра Алексеевна с 1886 г. Дети: Игорь 1909 г., Милица 1911 г., Всеволод 1913 г., мать Валентина Александровна 1862 г.
Псаломщик Адриан Ефимович Преображенский 41 года, мещанин Сергиева Посада, в 1890 г. окончил курс в Хоровом Обществе в Москве. В 1911 г. выдержал экзамен в Московской комиссии. В 1912 г. назначен псаломщиком, с 18 сентября 1912 г. был за штатом. В 1913 г. направлен псаломщиком в с. Крюково, посвящён в стихарь. Жена Евдокия Алексеевна 1880 г. Дети: Варвара, Василий, Мария, Татьяна, Александра, Иоанн, Николай.
Церковный староста Андрей Николаевич Ильин, дворянин 44 лет.
По воспоминаниям старожила деревни, Прибылова В. М. 1924 года рождения, участника ВОВ, село Крюково было большое, более 120 домов. В селе была земская больница, состоящая из 5 корпусов, приёмный покой, госпиталь, врачебные помещения, аптека, инфекционный корпус, родильное отделение, подсобные помещения, часовня для отпевания усопших, а так же были 3 кузницы, пекарня, магазин и 2 чайных.
Приход Преображенского храма был большой и состоял из 9 окрестных деревень. На колокольне храма был набор колоколов, самый большой весил 362 пуда.
В советское время, в 1937-38 годах церковь была закрыта, колокола сброшены вниз с колокольни, самый большой колокол был разбит на мелкие части.
Далее в своих воспоминаниях Прибылов В. М. пишет, что когда он пришёл с фронта, в 1947 году здание храма было почти не разрушено, частично была повреждена верхняя часть колокольни и снарядом пробит свод перекрытия. Тотальные разрушения храма начались в 50-е годы. Из Наро-Фоминска приехала бригада и стали разбирать храм. Был уничтожен свод перекрытия четверика храма с барабаном, стены до верхнего уровня трапезной части храма, свод перекрытия апсиды храма. В это же время была разобрана колокольня до верха первого яруса. Уцелевший от разборки кирпич сдавали на Наро-Фоминскую ткацкую фабрику для её ремонта. В уцелевших от разгрома стенах храма разместили Наро-Фоминский молокозавод. После перевода молокозавода в другое место был организован верёвочный цех, потом бригада из Москвы занималась пайкой плат для электрооборудования. Директор совхоза д. Головкова устроил гидролизный цех, где занимались приготовлением кормов для скотины. В это время были разрушены дверные и оконные проёмы и часть оставшихся стен храма.
В 2002 г. храм был передан верующим, и начались ремонтно-восстановительные работы.
Здание храма является памятником архитектуры регионального значения.
Церковь Преображения Господня, с. Крюково, 1941г.
Церковь Преображения Господня, (трапезная) с. Крюково, 1982 г.
Церковь Преображения Господня с. Крюково, 1982 г.
Церковь Преображения Господня с. Крюково, 2004 г.
В 2003 – 2004 г. г. была установлена временная кровля над трапезной частью храма.
Осенью 2006 года началась реставрация и восстановление трапезной части. Внутренние восстановительные работы были закончены в 2013 году. К этому времени были восстановлены два разрушенных свода перекрытия, подведены трубы парового отопления, электричество, был уложен белокаменный пол с декоративными вставками из мрамора, сделаны солеи с амвонами для двух приделов, развешены бра, 2 хороса и малое паникадило для освещения, в световые проёмы вставлены стеклопакеты и мраморные подоконники. Установлены двери и временные иконостасные перегородки Никольского и Казанского приделов. 6 сентября 2013 года в приделе в честь Казанской иконы Божией Матери впервые, после долгих десятилетий осквернения и разрухи, служилась вечерня, а на следующий день Божественная литургия.
В 2017 году была восстановлена колокольня, повешен набор колоколов и установлен крест на шпиле.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению четверика храма.
Богослужения в храме проходят регулярно по субботам и праздничным дням. Настоятель храма протоиерей Николай Студеникин.
Церковь Преображения Господня, (трапезная) с. Крюково, 2020 г.
Церковь Преображения Господня с. Крюково, 2020 г.
1 Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления
церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина.
Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г.
2Там же.
3ЦХД до 1917г. Ф203, Оп.752 Д6421
4Там же.
5ЦХД до 1917г. Ф.203, Оп.211 Д22.
6ЦГИА г. Москвы, Ф.203, Оп 214 ед.хр.381 и 404. О дозволении устроить и об
освящении придела церкви с. Крюково 1829 г. (не сохранилось).
7ЦГАМ, ф. 597, оп.1, №539а. Клировые ведомости Преображенской церкви с.
Крюково, Вер.у.
8ЦГАМ, ф.1371, №71 ч.1. Клировые ведомости Благочиния 3 округа
Преображенской церкви с. Крюкова Вер. у., 1916 г.